zen1

Овладение любой системой знаний или, как сейчас принято говорить, личностный рост, происходит поэтапно, переходя с одного уровня на другой. В самой нашей жизни от рождения и до смерти встроена эта система переходов с одного уровня на другой.

Психологи измеряют это по возрастной шкале, врачи с точки зрения физиологии, эзотерики с точки зрения перехода с одной чакры на другую и так далее. У йогов также есть своя школа роста.

Важно отметить, что самый начальный уровень имеет такую же большую значимость, как и последние ступени. Без первых кирпичиков, закладывающих основу всему,  не может существовать развития в принципе. Иногда бывает, что человек хочет перепрыгнуть свои собственные возможности, но природу не обманешь.

Эти ступени определены мудрецом Патанджали. Первые четыре ступени помогают познать свое тело и обрести внутренний контроль, последующие четыре – дают возможность к более глубокому раскрытию своих возможностей, освобождая духовную сущность нашего сознания.

 8 ступеней:

1. Яма – общие нравственные принципы, предписанные для всех людей. К ним относятся, ахимса – непричинение вреда другим, астея – отсутсвие корысти, сатья – правдивость, брахмачарья – целомудрие, апариграха – отсутсвие лени.

2. Нияма – дисциплина. На этой стадии приходит решительность следовать принципам. Тут развиваются такие качества, как сауча – чистота, сантоша – удовлетворенность, тапас – аскетизм, свадхьяя – познание себя (способность различать ум, разум и эго).

3. Асана – и только третьей по списку стоит асана, т.е. выполнение поз. Асана способна достать ту энергию, которая находится в глубине нашего тела. Асана выводит токсины из организма, делает тело сильным, изящным и красивым.

4. Пранаяма – в переводе означает «расширение жизненной энергии». Это осуществляется посредством специальных дыхательных техник. Асана и пранаяма тесно связаны между собой. Рекомендуется приступать к пранаяме после освоения асан. Пранаяма никак не связана с контролем над дыханием, и наоборот - во время ее осуществления нужно максимально расслабить лицо, виски, грудную клетку. Пранаяма дает эффект глубокой релаксации и свежести.

5. Пратьяхара – освобождение ума от власти чувств. Ум, находящийся под контролем чувств, заставляет искать счастье в погоне за внешними материальными объектами. Ловушка в том, что как только человек получает желаемый объект, он тут же начинает хотеть новый, еще более лучший и привлекательнее для его чувств. И так он никогда не находит удовлетворения, если не научиться довольствоваться тем, что ему дает жизнь.

6. Дхарана – концентрация. Научившись владеть своей энергией, человек получает истинное наслаждение от жизни, и способность контролировать свой ум, чувства и разум.

7. Дхьяна – длительная дхарана, или концентрация, превращенная в созерцание. На этой ступени переживаются чувства умиротворенности, покоя и свободы.

8. Самадхи – блаженство. На этой ступени у йога нет ощущения ни счастья, ни горя в материальном смысле этого слова. Он находится выше мирских страстей и способен наслаждаться духовным непрерывным блаженством.

Кажется, что последняя ступень совсем как-то не относится к современной человеческой жизни, с ее стрессами, страстями, погоней за выживание. Но в действительности, тот, кто «мечтает допрыгнуть до Луны, перепрыгивает хотя бы забор»!

Человеку отведено столько времени, сколько ему нужно для реализации всех желаний в сердце, и если когда-нибудь он насытиться своей повседневной жизнью, и захочет познать ее глубже, тогда он будет знать к чему стремится.

Важно отметить, что каждый этап полезен не только в его духовном смысле, но и для обретения здоровья и процветания тела, что на самом деле тесно взаимосвязано.

Практика йоги и изучение ведической астрологии джйотиш помогут вам оставаться красивыми, здоровыми и полными жизненных сил.

 

 

Автор: Дана Сатори, vedica.ru 
Материал написан исключительно для проекта vedica.ru 
Копирование текста строго запрещено и является нарушением авторского права.