Размер шрифта: +

Профессиональные качества психолога

2015 8 22 21 50 31

        Перечислим некоторые из профессиональных и личных качеств психолога:

  1. Квалификация психолога – обладание умонастроением ученика. Ученик – это не то, кто стал совершенным, а тот, кто способен учиться и исправлять ошибки.
  2. Личностная проработка себя. Психолог должен решить проблемы со своими эмоциями, т.е. с самим собой, с самыми близкими людьми, и с окружающими. Проработка означает понимание себя, присутствие долгосрочных эмоциональных отношений с родными и близкими.
  • Обладать  внутренней гармонией и быть устойчивой личностью.
  • Психолог не должен отождествлять себя со своей профессией.  Он не должен думать, что знает больше, чем остальные. Прежде всего, он должен находиться в смиренном состоянии ума, всегда понимая, что он является учеником.
  • Обладание профессиональными навыками. Психолог должен получить профессиональное образование.
  • Присутствие эмпатии (одновременно близость и дистанция). Это означает, что психолог не пытается изменить своего клиента насильно, внутренне не осуждает своего клиента и принимает его чувства, в то же самое время он способен отделиться от сопереживания и при этом может раскрыть скрытые ресурсы личности.
  • Умеет вести взаимоотношения с клиентом. В этом пункте важно то, что психолог умеет признавать собственные ограничения. Помимо психологической помощи психолог может дать поддержку для долгосрочного развития клиента.
  • Обладание конгруэнтностью. Это соответствие внутренним переживаниям о клиенте и внешней реакции на клиента. Следить за тем, чтобы не обманывать клиента, и говорить что-то не только потому, что это профессионально, а потому что действительно так думаем.
  • Присутствие проницательности, тактичности, умение слушать. Это означает замечать не только слова, но также жесты клиента, его мимику, наблюдать за его настроением. Часто то, что говорит клиент, расходится с его внутренним состоянием. Умение слушать  включает себя внимание на сообщение клиента, на его личность, чтобы во время общения психолог был в контакте с чувствами клиента.

       10. Умение замечать особенности клиента – природу его ума, отличительные особенности его воспитания, его национальности. Это не означает, что он оценивает человека, это означает учитывать некоторые особенности человека.


      11.  Умение направлять активность клиента. Клиент может увлекаться разными рассказами о своей жизни, которые могут уводить его от решения конкретной задачи. Психолог должен уметь узнавать, какие детали являются наиболее важными для конкретного запроса личности.

       12. Иногда идти на риск. В этом пункте важно, что психолог, работая с разными людьми, также получает определенный опыт. Часто бывает, что в отношениях с разными людьми нужны совершенно новые  подходы. Важно не бояться собственных ошибок, так как ошибки – это ресурс к росту. Конечно, психолог не должен пользоваться людьми, чтобы расти самому, но так или иначе он исследует область психики, где невозможно быть идеальным.

       13. Важно обладать терпением и выдержанностью, проявлять настойчивость в процессе консультирования.  Это позволяет клиенту с одной стороны, развиваться в своем ритме и принимать то, что он готов принять, с другой стороны не застревать в своих переживаниях.


       14.  Психолог должен обладать самодисциплиной и самоконтролем. Здесь важно, чтобы психолог обладал также внутренней этикой.

        15. Обладание харизмой. Умение использовать яркие стороны своей личности, чтобы включить клиента в процесс.

        16. Обладание личностной силой. Бывают ситуации, когда клиент проявляет разрушительную силу – повышает голос, сопротивляется. В эти моменты психолог может испытывать страх перед личностной силой клиента. Психолог должен уметь распознавать свой страх и принимать его, а не соревноваться с клиентом. И тогда он может продолжить работу с клиентом.

       17. Быть непривязанным к положительным эмоциям клиента после сессии.

       18. Давать время клиенту для переживания опыта.

      19. Переживание положительного отношения к клиенту, заботу, интерес и уважение.

     20. Сохранение собственных границ – не отдавать всю душу клиенту. Возвращать клиенту ответственность за свою жизнь, и осознание того, что он здоров.

     21. Позволять клиенту быть тем, кем он есть, а не тем, кем мы хотим его видеть. Эта способность позволяет увидеть систему ценностей клиента, воздерживаясь от оценки. Принимать все стороны клиента, а не только те, которые нам нравятся.

    22. Способность консультировать так, что бы не вызывать тревогу в клиенте. Способность создавать климат, в котором клиент свободен от страха оценивания со стороны консультанта.

    23. Общаться на равных. Внутренний ребенок клиента будет стараться передать свою ответственность, чтобы его нянчили. Или же внутренний родитель будет стараться вести терапию так, чтобы подтвердить свои стереотипы, а не продвинуться в понимании себя.

   24. Способность отнестись к клиенту так, чтобы увидеть его личность, находящуюся в процессе становления, а не как узника прошлого.  Способность дорисовывать человека и видеть его развитие в перспективе.

Так, квалификация психолога предполагает достаточно большой спектр качеств, которыми он должен обладать. Каждое качество можно рассматривать под разными углами и раскрывать еще более детально.

Важно сказать, что главное в квалификации психолога – это человеческое отношение к людям, и смирение. Даже если такой человек, еще не развил в себе какое-то профессиональное качество, то он все равно будет способен оказать помощь.

Не менее важно, чтобы психолог оставался доступным в общении и умел общаться без применения каких-то техник, особых слов из психологического словаря. Тогда окружающие его люди смогут понять, что психолог такой же  человек, как и все остальные. У окружающих не будет возникать ощущения, что их оценивают, анализируют или знают про них что-то такое, чего они сами о себе не знают. Доступность и простота психолога дает понять, что психология – это лишь инструмент, который можно применить при необходимости.

 

Автор: Дана Сатори, vedica.ru
Обратная активная ссылка обязательна

Директор института интегративной детской психотера...
Личность и терапевтический процесс
 

Комментарии

Еще нет комментариев