Размер шрифта: +

Зачем внимательно слушать ребенка?

163870038-1 

В общении с ребенком помогает метод активного слушания (эмпатическое). Активное означает внимательное, сопереживающее, воспринимающее то, о чем хочет сказать ребенок.

Бывает так, что взрослые зачастую считают желания ребенка заранее угаданным и неправильными. И отталкиваясь от этого, они могут общаться с ребенком в приказном тоне, на повышенных тонах. Такое воспитание сопровождается словами: «Пока не наорешь, ничего не понимает», «вот ремень возьмешь, и сразу появляется порядок, дисциплина».

Существуют огромное количество вещей, которые ребенок делать не хочет. Как, например, ранний подъем и отбой ко сну, ребенок не хочет есть кашу по утрам, не хочет убирать игрушки и учиться. И взрослые пытаются привить в нем послушание через приказы, через оскорбления, через наказания. Возможно, так и можно добиться дисциплины, но какой ценой? Часто эта цена теплых взаимоотношений со своим ребенком, часто то, что получает ребенок в раннем детстве, он «отдает» в подростковом и взрослом возрасте.

Для того, чтобы найти выход из это ситуации, нужно научиться активно слушать ребенка и договариваться с ним. Это качественно другой подход, когда мы общаемся с ребенком как с личностью, учитывая его характер, желания, особенности. Мы общаемся с ним еще как друзья, мы сохраняем эмоциональный контакт.

Итак, активное слушание состоит в том, чтобы уловить чувства ребенка. Например, ребенок отказывается есть суп. Мы даем ему понять, что мы его слышим, говоря: «Ты не хочешь есть суп», «тебе неприятно, что мама приготовила тебе этот суп». Тогда ребенок уже откликается,  чувствует, что его понимают. После того, как мы обозначили состояние ребенка, нужно выждать паузу, подождать ответа. Тогда ребенок может сказать: «Я не люблю этот суп». Взрослый может вспомнить о том, что действительно этот суп ребенок не любит, и подумать о том, что можно было бы это учитывать. Дальше, родитель говорит ребенку о своих чувствах по поводу сложившейся ситуации (обратная связь), например: «мне бы очень хотелось, чтобы ты хорошо кушал и был здоров, но я действительно забыла, что ты не любишь этот суп. Давай мы с тобой подумаем, что нам делать». И тут мы предоставляем выбор ребенку отказаться, или съесть хоть немного, или разогреть что-нибудь другое. Ребенок чувствует, что его понимают и готовы вступать с ним в диалог, и между тем учится слышать и понимать чувства других людей, учится принимать решения.

Когда дети маленькие, с ними лучше разговаривать короче, не слишком развернуто рассказывать о том, как вы его понимаете и что вы чувствуете. Можно просто коротко говорить ему: «Ты сейчас злишься», «тебе грустно», «тебе страшно» и т. д. и т.п. Это первый, но очень важный шаг в контакте с любым человек, тем более с ребенком.

Конечно, есть вещи, которые ребенку необходимо делать, и которые никак не избежать. И тогда, мы можем сказать: «Прости, мое солнышко, ну так надо. Я никак не могу это изменить». Ребенок, желания которого учитываются, «нет» которого воспринимаются, так же готов воспринимать и взрослое «нет» тогда, когда ситуация того требует. Он чувствует, что это жизненная ситуация, а не просто очередное приказание.

Также в семье должен существовать некий свод правил, которые обсуждаются с ребенком и которые ему понятны, и договоренности о том, что будет, если эти правила будут нарушены. Бывает так, что баловства и развлечения в семье приветствуются, когда у родителей хорошее настроение, а когда плохое настроение следуют жесткие наказания за одни и те же вещи. Например, вчера можно было гулять допоздна, а сегодня нет. У ребенка сбивается ориентир, он считает, что жизнь хороша только тогда, когда у взрослых хорошее настроение. Он не понимает блага в правилах и дисциплине, воспринимая это как прихоти взрослых. Важно, чтобы в семье были четкие правила согласно возрасту ребенка, чтобы он учился быть успешным, делать все вовремя, это касается и работы и отдыха. И наказание тоже должно быть выдержано: если решили два дня без сладкого, значит так и должно быть. Иначе дети учатся манипулировать и вести себя в соответствии с настроением взрослых.

Конечно, такое воспитание требует некоторых усилий, но и результат оправдает себя. Теплые понимающие отношения сохраняться на протяжении всей жизни. Что может быть дороже этого? 

Изучение ведической астрологии джйотиш даст понимание, как правильно вести себя с вашими детьми. 

 

 

Автор: Дана Сатори, vedica.ru 
Материал написан исключительно для проекта vedica.ru 
Копирование текста строго запрещено и является нарушением авторского права.

Жизненный сценарий
Когда мальчика растит мать
 

Комментарии

Еще нет комментариев